На данный момент в Минске зарегистрировано более чем 712 тысяч машин. При этом в городе только 642 стоянки, на которые можно поставить 91 тысячу машин. Есть и 15 тысяч мест для временной стоянки, где помещается 191,5 тысячи машин. По сведениям Госавтоинспекции, ежегодно автопарк столицы прирастает на 35 тысяч машин, а на улицы выезжает более 400 тыс. автомобилей. Понятно, что проблема парковки при таких больших цифрах чрезвычайно актуальна, особенно для столицы.
Ситуацию с парковками в Минске можно назвать напряженной. Легальные охраняемые стоянки в жилых районах чаще всего переполнены. Дело доходит до того, что место на такой стоянке возле дома уже считается хорошим подарком на день рождения автолюбителя. Однако абсолютное большинство автовладельцев предпочитают парковать свои машины где придется – на зеленых зонах, на детских площадках, неподалеку от пешеходных переходов… При этом в Правилах дорожного движения (ПДД) подробно расписано, где запрещается остановка и стоянка транспортных средств:
«Глава 19
…143.3. на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них на дороге в обе стороны;
... 143.5. на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и ближе 15 метров от них, кроме случаев остановки для посадки (высадки) пассажиров, если это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств;
…143.10. на проезжей части двухполосной дороги напротив стоящего на противоположной стороне дороги транспортного средства;
143.11. на левой стороне дороги, за исключением случаев, указанных в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил;
143.12. на трамвайных путях и в непосредственной близости от них, если это создаст препятствие для движения трамваев;
143.13. в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения;
143.14. на тротуарах, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки» («Место стоянки такси»);
143.15. на газонах и других участках с зелеными насаждениями;
143.16. на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке;
143.17. в местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения, работы транспортных средств оперативного назначения и транспортных средств дорожно-коммунальных служб (въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, узкие местные проезды, места размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и др.);
143.18. ближе 10 метров от служебных дверей магазинов, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей».
Практика показывает, что перечисленные правила повсеместно нарушаются. Происходит это несмотря на то, что за неправильную парковку законодательно полагается штраф. Читаем Кодекс РБ об административных правонарушениях (КОАП) . Видим, что за остановку или стоянку транспортного средства с нарушением правил дорожного движения полагается предупреждение или шраф в размере одной базовой величины. * Если вас «поймали» за нарушение правил парковки второй раз в течение года – штраф достигает уже двух базовых. Для грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин, прицепов штраф более ощутим – 5 базовых, при повторном нарушении в течение года – 10 базовых величин.
Однако существующая система штрафов в отношении правил парковки не работает, потому что ответственность за нарушение по белорусскому законодательству несет не владелец автомобиля, а его водитель. Как правило, водитель, неправильно припарковавший авто, просто не подходит к машине, если видит рядом с ним сотрудников ГАИ. Ожидание же сотрудниками водителей - занятие крайне неэффективное.
По причине отсутствия ответственности автовладельцев в Беларуси невозможно наладить и такую систему взимания штрафов, когда инспектор оставляет квитанцию на лобовом стекле. Единственный доступный сейчас метод борьбы с неправильной парковкой – эвакуация транспортного средства. Однако этот метод дорогостоящий, работа эвакуатора оправдывает себя только в случае, если припаркованный автомобиль мешает проезду машин аварийных служб и других специальных транспортных средств.
Совершенно естественно, что власти города не могут оставаться безучастными в данном случае. Поэтому в 2011 году Мингорисполком утвердил программу по созданию в столице 400 тысяч парковочных мест к 2020 году. Каждому району Минска доведены задания по созданию плоскостных временных стоянок и многоуровневых паркингов. Однако, не уточняется, намерены ли власти привлекать к реализации данной программы частных инвесторов или цель будет достигнута за счет бюджетных средств и кредитных ресурсов. Кроме того, министерство ЖКХ видит и второй путь решения проблемы: увеличение количества парковочных мест, особенно в спальных районах, вдоль проездов и улиц. Вопросы финансирования этого проекта остаются открытыми, равно как и проблемы, которые раскроет его реализация.
*с апреля 2012 года 1 базовая величина – 100 тысяч белорусских рублей (примерно 12 долларов).